Консультация для родителей
«Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста».
Воспитатель – Старцева Л. В.
Привязанность к определенным людям начинает явно проявляться у младенцев старше 6месяцев. Обычно, хотя и не всегда ,первый объект привязанности – мать .В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том ,чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е.следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери ,так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша .Не прерывайте насильно его игру ,чтобы позаниматься с ним(почитать книжку ,порисовать),не мешайте его целенаправленной деятельности
Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается ,помогите, поддержите ,дайте почувствовать свою успешность .Но не следует хвалить за не успешные действия .Это может деформировать самооценку успешности.
Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей .Основным объектом критики должно быть поведение ребенка ,а не он сам.
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами , как доступность для ребенка ,включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов»и «включенных матерей»,т.е.активно участвующих в воспитании ,позволило психологам сделать вывод о том ,что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка ,чем матери.
Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением .Младенцы уже в первом полугодии жизни чрезвычайно чувствительны к ним ,а во втором становится очевидным ,что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка .С воспитательной точки зрения поощрение более информативно ,чем порицание .Вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец .
Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам, кроме того, он является «архитектором»окружающей среды .
Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснить ему незнакомое явление ,назвать новый предмет ,похвалить за успешное действие
Важно также установить границы безопасности и помочь приспособиться к социальным требованием. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей .