Пояснительная записка
к учебным планам распределения времени на реализацию
образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №5 «Звоночек»
на 2024/2025 учебный год
Учебные планы распределения времени на реализацию Образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Звоночек» разработаны согласно:
-Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— Федеральной программы (ФОП) (Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»)
— с учётом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 1 января 2021 года).
В 2024/2025 учебном году в учреждении функционируют:
-группа общеразвивающей направленности для детей 1,5-2 лет (№3);
-группы общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет (№2, №5);
-группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (№6, №7, №11);
-группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (№1);
-группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (№10, №14);
-группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет (№12, №13, №15);
— группа компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с задержкой психического развития (№4).
Содержание образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности определяется Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №5 «Звоночек».
Содержание образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет определяется Адаптированной образовательной программой для детей с ЗПР.
Планы распределения времени на реализацию Образовательной программы содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Планы распределения времени на реализацию Образовательной программы регламентируют объём недельной образовательной нагрузки в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, и отражают структуру образовательной деятельности, реализуемой совместно взрослыми с детьми с учётом Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Разделы образовательной деятельности связаны между собой и представлены в единой системе. В учебных планах отражены пять направлений развития, обеспечивающих:
- социально-коммуникативное развитие (направления деятельности: социальные отношения; формирование основ гражданственности и патриотизма; трудовое воспитание; основы безопасного поведения);
- познавательное развитие (направления деятельности: сенсорные эталоны и познавательные действия; математические представления; окружающий мир; природа);
- речевое развитие (направления деятельности: формирование словаря; звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь; подготовка к обучению грамоте; интерес к художественной литературе);
- художественно-эстетическое развитие (направления деятельности: приобщение к искусству; изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация; конструктивная деятельность; музыкальная деятельность; театрализованная деятельность; культурно-досуговая деятельность);
- физическое развитие (направления деятельности: основная гимнастика; ритмическая гимнастика; строевые упражнения; подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения; формирование основ здорового образа жизни; активный отдых.
Каждой образовательной области соответствуют различные виды деятельности, название и содержание которых определяются Образовательной программой дошкольного образования. В целях исключения превышения предельно допустимой нагрузки на ребенка даны следующие пояснения и введены изменения:
— образовательная деятельность в группах для детей 1,5-3 лет проводится: два занятия –в первой половине дня;
— образовательная деятельность по физическому развитию проводится:
а) в группах для детей 1,5-3 лет- два раза в неделю по подгруппам в первой половине дня;
б) в группах для детей 3– 7 лет- три раза в неделю: два занятия в зале, одно занятие на прогулке;
— в группе для детей 4-5 лет №1 занятие по речевому развитию реализуется в совместной с педагогом деятельности в ходе режимных моментов в «Речевых минутках»;
— в группах для детей 5-6 и 6-7 лет- по два занятия в неделю по речевому развитию: одно из них- по речевому развитию, второе- по обучению грамоте;
— чтение художественной литературы осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а так же в специально отведенное время в режиме дня «Минутки чтения»;
— в группах для детей 6-7 лет одно из двух занятий по рисованию реализуется в совместной с педагогом деятельности в ходе режимных моментов в «Минутках рисования»;
— конструктивная деятельность чередуется с занятиями по рисованию: проводится на 4-той неделе каждого месяца;
— образовательная деятельность по лепке чередуется с образовательной деятельность по аппликации, то есть два раза в месяц- лепка, два раза в месяц- аппликация;
— социально- коммуникативное развитие реализуется через интеграцию областей, в игровой деятельности и в ходе режимных моментов («Минутки общения»);
— образовательная деятельность в группах для детей 5-6 лет в первой половине дня- 45 минут, то есть: одно занятие- 25 минут, второе занятие- 20 минут.
Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса:
В учебных планах в части, формируемой участниками образовательного процесса отражена система работы по социально- эмоциональному развитию, посредством реализации Программы социально-эмоционального развития «Я-Ты-Мы» О.А.Князевой:
-1 занятие в неделю-в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №10, №14 и 6-7 лет №12, №13, №15 .
В остальных группах задачи Программы по социально-эмоциональному развитию решаются в ходе режимных моментов в специально отведённое время («Минутки общения»), в различных видах детской деятельности. Тем самым усилен блок социально-коммуникативного развития в сфере социальных отношений.
В учебных планах в части, формируемой участниками образовательного процесса в ходе реализации художественно-эстетического направления отражена образовательная деятельность по хореографии, которую ведёт педагог дополнительного образования:
— 1 занятие в неделю- в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет №2;
— 1 занятие в неделю- в группах общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет №11, №14;
— 2 занятия в неделю- в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №13, №15;
— 2 занятия в неделю- в группах общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №10, №1, №7.
За основу взята парциальные программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозайка» и программа по хореографии «Хореографическая мозайка» С.Л.Слуцкой. Тем самым усилен блок художественно-эстетического развития по музыкальному развитию.